[Электронная-Книга]- Камиль Фламмарион. Неведомое . (1901 г.) . Flammarion_Kamill_Nevedomoe- pdf -⇒ Купить и скачать на сайте - infokurs.mya5.ru , или softis.mya5.ru , intereska.mya5.ru или http://sklad.7bb.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Непрестанный и всесв ѣ тны я стремленія мыслящагочеловѣчества, благоговѣйное почитаніе умершихъ, при-рожденное нонятіе о вѣчной Справедливости, сознаніенашей совѣсти и нашего разума, жалкое несоотвѣтствіеземныхъ судебъ с ъ математическимъ порядкомъ, упра-вляющимъ вселенной, грандіозное, ошеломляющее пред-ставленіе о безконечиомъ и о в ѣ ч н о с т и , — a вм ѣстѣ с ътѣмъ, гнѣздящаяся в ъ глубинѣ нашего мыіпленія тож-дественность нашего «я» , непоколебимая, невзирая набезпрестанныя измѣненія и ііревраіценія мозгового ве-щ е с т в а , — в с е это укрѣпляетъ в ъ насъ убѣжденіе о суще-ствовании души, к а къ индивидуальной сущности, и увѣ-ренность вътомъ,что она переживете разрушеніе нашеготѣлеснаго организма, словомъ, увѣренность в ъ ея без-смертіи. Однако, научнымъ иутемъ это не доказано; на-противъ, физіологи проиовѣдуютъ, что мыгалсніе естьфункція мозга, что безъ мозга н ѣ т ъ и мысли, наконецъ,что все умираетъ вм ѣстѣ съ нами. Существуете проти-ворѣчіе между идеальными стремленіями человѣчестваи такъ называемой позитивной наукой.Съ другой стороны, можно утверждать Только то, чтонозналъ, и знать можно только то, чему учился Однанаука прогрессируете в ъ современной исторіи человѣче-ства. Она перевернула міръ, хотя ей рѣдко воздаютъ1должную справедливость и благодарность. Вѣдь толькоею мы нынѣ живемъ интеллектуально и даже матеріаль-но. Одна она способна иросвѣщать насъ и управлятьнами.Предлагаемый трудъ есть онытъ научнаго изслѣдова-нія вещей, обыкновенно считающихся чуждыми наукии даже смутными, сказочными и болѣе или менѣе фан-тастичными.Я хочу доказать, что эти факты существуютъ. Я по-стараюсь гіримѣнить методы научнаго наблюденіякъ изученію и анализу такихъ явленій, которыя по-стоянно были отодвигаемы в ъ область сказокъ, в ъ об-ласть таинственнаго и сверхъестественнаго, и выяснить,что эти факты порождаются силами пока еще неизвѣст-ными и принадлежать къ міру невидимому, но не ска-зочному, хотя иному, чѣмъ тотъ, который нодчиненънашимъ чувствамъ.Однако раціональна ли эта попытка? Логична ли она?Увѣнчается ли она какими-нибудь результатами? Не знаю.Но она вовсякомъслучаѣ интересна. И если бъона тольконавела на путь къ нознанію свойства души человѣче-ской и къ научному доказательству того, что она пере-живаетъ тѣло,— то и это уже будетъ такимъ успѣхомъ,выше котораго еще не достигала постепенная эволюціявсѣ хъ другихъ наукъ вкуиѣ.Разумъ человѣческій можетъ принимать за несомнѣн-ное лишь то, что доказано. Но,съ другой стороны, мы неимѣемъ права ничего отрицать заранѣе, потому что сви-дѣтельство нашихъ чувствъ несовершенно и обманчивоМы обязаны приступать ко всякому предмету изуче-ния безъ всякихъ нредвзятыхъ идей, мы должны бытьсклонны допускать то, что будетъ доказано, но толькоэто и допускать. Вообще во всѣхъ нредметахъ, касаю-щихся тслеиатіи, видѣній, зрѣнія на разстояніи, внуше-нія, в ѣ щихъ сновъ, магнетизма, нсихическихъ манифс-стацій, гиннотизма, спиритизма и т. и. — поражаешься,какъ мало до сихъ норъ нросвѣщенная критика вдава-лась в ъ изслѣдованіе этихъ предметовъ и какое нелѣноескопленіе глупостей принималось за истину. Но иримѣ-нимъ ли методъ научнаго изслѣдованія къ этимъ дозна-ніямъ?Вотъ что мы иервымъ дѣлОхМъ должны опредѣлитьнутемъ этихъ самыхъ дознаній.' Въ иринцинѣ мы ничему не должны вѣрить безъ до-к а з а т е л ь с т в аНа свѣтѣ существуютъ только два метода: методъ схо-ластической науки, которая устанавливала извѣстныяистины a p r i o r i , и уже съ этими истинами должны бы-ли соображаться факты,— и методъ новѣйшей науки современъ Бэкона, исходящій изъ наблюденія явленій исоздающій теорію лишь на основаніи этихъ наблюденій.Само собою разумѣется,что здѣсь я намѣренъ держатьсяэтого второго способа.Рамка этого труда, несомнѣнно, будетъ научная. Яоставлю в ъ сторонѣ, но принципу, все то, что покажетсямнѣ недостаточно нровѣреннымъ онытомъ и наблюде-ніемъ.Многіе говорить: «къ чему доискиваться? Все равноничего не узнаете. Это неисиовѣдимыя тайны» . Всегдасуществовали люди, предночитавшіе невѣжество знанію.При такомъ еиособѣ разсужденія и дѣйствія, мы такъничего бы и не узнали.Другіе лицемѣрно возражаютъ, что таинственным нау-ки заставляютъ насъ пятиться назадъ, в ъ средніе в ѣ к а ,вмѣсто того чтобы двигать наше знаніе впередъ, къ лу-чезарной будущности, подготовляемой современнымъ про-грессомъ. Но, в ъ сущности, разумное изученіе этихъ яв-леній настолько яге неспособно отодвинуть насъ во вре-мена колдовства, какъ, иаііримѣръ, изученіеастрономиче-скихъ явленій не можетъ заставить насъ вернутьсявспять къ временамъ астрологіи. Дѣло в ъ томъ, что тричетверти родачеловѣческагосостоитъизълюдей,не умѣю-щихъ понимать такія изысканія и не умѣющихъ мы-слить самостоятельно. Оставимъ же ихъ в ъ сторонѣ съихъ поверхностными сужденіями, лишенными всякойдѣйствительной цѣны.Я давно уже занимаюсь этими вопросами въчасы , сво-бодные отъ астрономическихъ трудовъ. Надняхъ мнѣ по-* 1*налась на глаза моя старая карточка «члена Парижска-го общества спиритическихъизслѣдованій» съ подписьюАллана Кар дека. Она помѣчена 1 5 ноября 1 8 6 1 года.Болѣе четверти в ѣ ка я слѣдилъ за большей частьюэтихъ явленій, наблюдаемыхъ на всемъ земномъ шарѣ,и мнѣ всегда казалось, что они заслуживаютъ изу-ченія въ духѣ безнристрастнаго изслѣдованія. Быть-мо-жетъ, именно вслѣдствіе этого долгаго личнаго опыта,меня и убѣждали самымъ настоятелыіымъ образомъ из-дать эту книгу.Очень вѣроятно также, что привычка къ наблюде-ніямъ и онытамъ служнтч, ручатсльствомъ большей до-стовѣрности, ч ѣмътѣ неопредѣленныя, приблизительныясвѣдѣііія, какими обыкновенно довольствуются в ъ обы-денной жизни.Но я долго колебался. Можетъ-быть, еще не приспѣловревія? Достаточно ли все подготовлено? Созрѣлъ лиІІЛОДЪ?Какъ бы то ни было, а начать все-таки не мѣшаетъ.Зародыгаъ разовьется виослѣдствін, съ теченіемъ в ѣ-ковъ.Итакъ, предлагаемый трудъ есть книга изысканій,задуманная и написанная исключительно съ дѣлью по-знать истину, не принимая въ расчетъ ходячихъ идей,съ полной независимостью духа и съ абсолютнымъ рав-нодушіемъ къ общественному мнѣиію.Надо сознаться, что если трудъ этотъ интересенъ, дажеувлекателенъ съ точки зрѣнія изслѣдованія невѣдомыхъистинъ,—-зато онъ крайне неблагодаренъ съ точки зрѣ-нія этого пресловутаго обіцественнаго мнѣнія. Всѣ илипочти всѣ осуждаютъ людей, посвяіцающихъ свое времяэтому предмету. Представители науки думаютъ, что этонредметъ не научный и что жалко терять попусту вре-мя. Наоборотъ, люди слѣио в ѣ рящіев ъ сниритическіяоб-іценія, въ сны, в ъ предчувствія, в ъ явленія, н а х о р т ъ ,что в ъ эту область неслѣдуетъ вносить критическійдухъанализа и изслѣдованія. Но если бъ даже этотъ трудъприбавилъ хоть небольшой камушекъ къ зданію человѣ-ческихъ иознаній,— я и тогда иочелъ бы себя достаточ-но вознагражденнымиЛюбопытно, что всякое свободное исканіе истины, в ъсущности, иочему-то непріятно всѣмъ и каждому,— у каж-даго человѣка в ъ мозгу таятся свои иредразеудки, отъкоторыхъ ему нежелательно отрѣшиться.Если я, напримѣръ, заявлю, что безсмертіе души, уженроиовѣдуемое философами, будетъ скоро доказано ну-темъ опытовъ психическими науками, то любей скен-тикъ посмѣется надо мною.Если же я скажу, напротивъ, что сииритъ, призываю-щій Сократа или Ньютона, Архимеда или св. Августинакъ своему столику и воображающій, что бесѣдуетъ съними,—-жертва иллюзіи, то цѣлая партія, пожалуй, забро-саетъ меня каменьями.Но, повторяю, не будемъ обращать вниманія на этиразнообразный воззрѣнія.Къ чему приведетъ такое изученіе исихическихъ зага-докъ? сиросятъ меня.— Къ доказательству того, что душа существуешь и чтонадежды на безсмертіе не пустая химера.«Матеріализмъ» — гипотеза, совершенно несостоя-тельная съ тѣ хъ поръ,какъ мы лучше узнали «матерію».Матерія уже не представляешь болѣе прочной точки опоры.Тѣла состоишь изъ милліардовъ подвижныхъ, невидимыхъатомовъ, которые не соприкасаются между собой и на-ходятся в ъ постоянномъ движеніи другъ вокругъ друга;эти атомы, безконечно малые, сами считаются теперьцентрами силы. Гдѣ же матерія? Она исчезаетъ и усту-паешь мѣсто динамизму.Интеллектуальный законъ управляешь вселенной, ав ъ ея организмѣ наша планета является лишь скромнойчастицей: это законъ прогресса. Изученіе вселенной но-казываетъ намъ существованіе онредѣленнаго плана ицѣли, при чемъ они не исключительно направлены наобитателя нашей планеты. Законъ прогресса, управляю-щій жизнью, физическая организація этой самой жизни,взаимное влеченіе иоловъ, безеознательный инстинктърастеній, нтицъ, насѣкомыхъ, направленный къ продол-женію рода, наконецъ, главные факты естественной ис-торіи — все это доказываете, какъ говорите Эрштедъ,что «существуете разумъ в ъ нриродѣ».Разсматривая лвлеиія обыденной жизни, мы видимъ,что мысль существуете лишь в ъ мозгу человѣка и жи-вотныхъ. Отсюда физіологи вывели заключеніе, что мысльесть свойство, иродуктъ мозга. Утверждаютъ, что поми-мо мозга нѣ тъ и мысли.Между тѣмъ, ничто не даете намъ права утверждать,что сфера нашихъ наблюден ій универсальна, что она об-нимаете всѣ возможности в ъ нриродѣ, во всѣ хъ мірахъ.Никто не в ъ правѣ утверждать, что мысль не можетъсуществовать помимо мозга.Если бъ одинъ изъ милліоновъ микробовъ, обитаю-щихъ в ъ нашемъ тѣлѣ, попытался сообщить свои вие-чатлѣнія,могъ ли бы онъ сомнѣваться, плавая в ъ кровинашихъ артерій и жилъ, пожирая наши мускулы, прони-зывая наши кости, странствуя но различным и органамънашего тѣла, съ головы до ногъ, — что это тѣло, какъи его собственное, управляется органическимъ един-ствомъ.Ну вотъ,им ы находимсявътакомъ же положены по от-ношеніи къ звѣздной вселенной.Солнце, гигантское сердце своей системы, источникъжизни, сіяетъ в ъ очагѣ нланетныхъ орбите, и само тя-г о т е т ь в ъ звѣздномъ организмѣ, еще болѣе обширномъ.Мы не в ъ нравѣ отрицать, что мысль можетъ пребыватьв ъ пространствѣ и управлять этими движениями, какъмы унравляемъ движеніями нашихъ рукъ и ногъ. Ин-стинктивная энергія, управляющая живыми существа-ми, силы поддерживающія біеніе нашего сердца, обра-іценіе нашей крови, дыханіе нашихъ легкихъ, функціинашихъ органовъ, — не существуюте ли онѣ в ъ иномъвидѣ в ъ матеріальной вселенной, управляя условіями су-іцествованіянесравненно болѣе важными, чѣмъ наши, по-тому что если бъ, напримѣръ, потухло солнце или раз-строилось бы движеніе земли, то погибло бы не одно че-ловѣческое существо, а все населеніе земного шара, неговоря о другихъ нланетахъ.Въ космосѣ существуете динамическое начало, неви-димое и неосязаемое, разлитое по всей вселенной, не за-висящее отъ видимой и вѣсомой матеріи и дѣйствующеена нее. И в ъ этомъ динамическомъ элементѣ зиждетсяразумъ выше нашего.Да, конечно, мы мыслимъ посредствомъ мозга, точнотакже, какъ видимъ глазами, слышимъ посредствомъоргана слуха; но не мозгь нашъ мыслить и не глаза ви-дятъ. Можно ли, напримѣръ, поставить в ъ заслугу зри-тельной трубѣ то, что она различаете каналы на Мар-сѣ? Глазъ есть органъ. Мозгъ такой же органъ.Психическія загадки не т а къ чужды, какъ многіе во-ображаютъ, проблемамъ астрономическимъ. Если душабезсмертна, если на небѣ ея будущая отчизна, то позна-ніе души не можетъ остаться чуждымъ познанію неба.Развѣ безконечное пространство не есть область безсмер-тія? Поэтому немудрено, что астрономы всегда жаждалиуразумѣть, изслѣдовать, познать истинную природу че-ловѣка и мірозданія. Нельзя ставить в ъ вину Скіанарел-ли, директору Миланской обсерваторіи, усердному на-блюдателю планеты Марса, профессору Делльнеру изъЛейпцигской обсерваторіи, Круксу, бывшему астроно-момъ прежде, чѣмъ стать химикомъ, профессору Р и т е ,Уаллэсу, Ломброзо и др.—то, что они пытались узнать,есть ли правда в ъ этихъ явленіяхъ? Истина — едина, ивсе заключено в ъ предѣлахъ природы.Осмѣлюсь прибавить, что для насъ не было бы дажебольшого интереса в ъ изученіи звѣздной вселенной,если бъ мы были увѣрены, что она есть и навѣки оста-нется намъ чуждой. Безомертіе в ъ свѣтилахъ небесиыхъкажется мнѣ логическимъ донолненіемъ астрономіи.Чѣмъ могло бы интересовать насъ небо, если бъ мыжили на землѣ одинъ лишь день?Психическія науки очень отстали отъ наукъ физиче-скихъ. У астрономіи былъ свой Ньютонъ, біологія оста-новилась на Коперникѣ, a психологія имѣла только Пто-ломеевъ и Гипарховъ. Все, что мы можемъ сдѣлать те-перь — это собирать наблюденія, приводить ихъ в ъ си-стему и помогать нервымъ шагам ъ новой науки.Но мы еще далеки отъ воиросовъ теоріи и догматовъ.Прежде всего важно удостовѣриться, дѣйствительно лисуществуютъ явленія, о которыхъ идетъ рѣчь. Сперваконстатируемъ факты, теоріи явятся уже потомъ. Этакнига будетъ состоять главным ъ образомъ изъ наблю-деній, нримѣровъ, свидѣтельствъ, удостовѣреній. Какъможно меньше фразъ. Важно накопить наиболыие дока-з а т е л ь с т в у съ тѣмъ, чтобы изъ нихъ вытекал а увѣрен-ность. Мы попытаемся методически подбирать явленія,группируя ихъ но аналогичности другъ съ другомъ ипытаясь объяснить ихъ. Эта книга не романъ, а сбор-никъ документовъ, тезисъ научнаго изслѣдованія.Наша программа изв ѣстна Всякій, кто пожелалъ быслѣдовать за нами, убѣдится, что если у предлагаемаготруда есть какая-нибудь заслуга, то она именно заклю-чается в ъ искренности- Мы желаемъ убѣдиться, чтотаинственным явленія , которыхъ человечество былосвидѣтелемъ, начиная съ глубокой древности, существо-вали дѣйствительно, и мы не пмѣемъ иной ц ѣ л и — к а къисканіе истины....
Дата выхода : 6 апреля 1901 г
Издательство: Типографія А. С. Суворина. Эртелѳвъ пер., д. 13
Автор: Flammarion Kamill - Камиль Фламмарион
Язык: Русский стар.
Объем: 169 стр.,
Книга доступна в электронных форматах: pdf, doc,
Размер: 110,1 Мб
Активации на Удачу и Благополучие в Январе 2019